Главная / Статьи о музыке / Различные способы медитации

Различные способы медитации

Мeдитация – как можно ею овладеть?

Вы слышали, что мeдитация встречается в различных культурах и применялась во все времена. Соотвественно различному культурному происхождению соответствует и множество ее способов, сколько медитирующих людей, так как мeдитация – это нечто очень личностное. Тем не менее, многие ее формы имеют схожие признаки. Например, они роднятся в том, как ими овладевают, или содержанием медитирования, или у них общее конечное состояние, которого стремятся достичь при помощи той или иной техники. Чтобы упорядочить это многообразие, ученые, прежде всего психологи, предложили систему, при помощи которой можно точнее и общедоступнее описать различные способы мeдитации

Различные способы медитации

Содержательная мeдитация

Мы уверены, что каждый из вас уже обладает опытом содержательной мeдитации. Это случается чаще всего на природе. Вы лежали где-нибудь и смотрели на небо, провожая глазами облака. Суматоха мыслей улеглась совсем незаметно, вас захватила необъятность неба, белизна облаков, их медленное, но неостановимое движение. И вдруг вы заметили, что успокоилось, и ощутили чувство умиротворения, почувствовали тесную связь со всем и всеми. И испугались, когда взглянули на часы, что не заметили, как прошло уже больше получаса. Вы медитировали! И содержанием вашей мeдитации было природное явление.

Многие люди, глядя на воду, огонь, горы или другие элементарные предметы, погружаются в природную мeдитацию. Преподаватели мeдитации использовали данное состояние и развили на этой основе формы содержательной мeдитации. Какой-либо предмет или природное явление используется в качестве отправной точки для путешествие во внутреннюю сосредоточенность. Медитирующий постигает глубину определенного предмета и погружается в основополагающие взаимосвязи природы и человека.

Девятнадцатилетняя школьница рассказывает: “В качестве предмета я выбрала молодое деревце дуба, которое я обняла. Сначала я старалась только выровнять свое дыхание. Потом вдруг заметила, что дерево стало теплым. Когда я попробывала двигать руками, мне показалось, что деревоменяет форму. Позже у меня создалось впечатление, что оно вросло в мои ноги и руки, хотя обнимала его руками и ощущала как нечто относящееся ко мне. Дерево изучало мое собственное тепло”.

В качестве средства содержательной мeдитации могут быть использованы и изображения, рисунки или фотографии. В этом случае все внимание сосредоточивается на них. Человек раскрывается, принимает “послание” изображения, постигает его глубокий смысл. Сюда относится и тибетская Мандала-медитация. Мeдитация посредством изображения развивает способность к наблюдению, помогает охватить глубинные измерения наблюдаемого. Она позволяет также лучше справляться с ежедневным стремительным потоком образов и оптических впечатлений, обучая более целостной обработке изобразительной информации. Другие исходные предметы содержательной медитации- предметы-символы: такие символические изображения, например, как колесо, якорь или дорога. Они могут стать для медитирующего “зеркалом Вселенной”, помочь познать жизненные принципы, которые обогощают действия

Мeдитируют также при помощи специальных текстов, стихов, притчей и метафор из священных рукописей. Их созерцание может спонтанно открыть доступ к “внутренней размеренности” действительности. В различных религиях пользуются прежде всего именно этим способом мeдитации. Богатые традиции содержательной, опирающейся на Библию мeдитации, которые живы еще и сейчас, были развиты в орденских объединениях христианства.
Медитативные опыты, стимулируемые новыми гуманестическими формами психотерапии, занимают все больше места в межчеловеческом общении- “мeдитации к другому”. Мeдитация ближнего начинается с размышлений о другом или с ощущений другого, если он сидит напротив. Воспоминания об опыте контактов с ним появляются в сознании, воспринимаются по-новому, все яснее и яснее, до тех пор пока не станет понятной сущность противосидящего. Медленно открываются “тайна” другого человека, его собственности, но в конце концов может установиться неизвестное до сих пор понимание, стойкая доброжелательность, симпатия и уважение. Неприязнь, обиды, все негативное теряют в такой мeдитации свое значение. Решающим образом меняется отношение к этому человеку, оно позволяет по-новому воспринять его и поддержать.

Участник конкурса “Мeдитация человека” рассказал нам о следующем опыте.
“При мeдитации членов семьи я думал о своем отце. Он неудовлетворенный человек. Это мне удалось установить без затруднений. В области своего сердца я почувствовал уплотнение, я различил лицо своего отца и ощутил его беспомощность. У меня возникло болезненное сочувствие и я заплакал. Кроме того, я почувствовал, как сильно мой отец жаждет уважения, признания и почитания. Мое отношение к нему стало меняться в позитивную сторону… Я научился смотреть на него другими глазами”.
Еще один вид содержательной мeдитации, которая вероятно, знакома вам по личному опыту, – музыкальная мeдитация. Когда вы сосредоточенно слушаете музыку, в вашем сознании начинают возникать всякие картины и вы открываете новый мир звуков неожиданной красоты. Композиторы имеют особую способность вдохновляться при помощи “внутреннего слышания” при создании нового произведения. К музыкальной мeдитации надо относиться так же, как к мeдитации при помощи изображения. Только она обостряет слух, а не зрение. При помощи музыкальной мeдитации приобретается такая способность слушать, что ситуация схватывается только по восприятию шумов и звуков.
Глубокая мeдитация

В основе глубокой мeдитации лежат простые формулы или мантры (комбинация звуков, имеющие или не имеющие значения), которые в процессе естественного успокоения психики постепенно гаснут, пока наконец не воцарится полное душевное успокоение и медитирующий не погрузится в себя. Это позволяет расширить границы сознания. Тело при глубокой мeдитации быстро приходит в состояние покоя. Это состояние аналогично погружению в глубины океана или вхождению в собственное бытие.
Глубокая мeдитация отличается от содержательной тем, что ее конечное состояние не имеет объекта. Человек не пытается ничего охватить, ни во что проникнуть, достичь состояния возбуждения. Он высвобождается и погружается в себя, в “первопричину” жизни.
Глубокой мeдитацией является, например, шикантаза, бессодержательная сидячая мeдитация в буддистских традициях, которая тренирует воспитание как таковое, т.е. чистое восприятие.

В отличие от методов содержательной мeдитации техника глубокой мeдитации и ее воздействие обстоятельно исследованы учеными. Опираясь на сегодняшний опыт, ее можно считать простым методом. Поэтому в последующих разделах мы не будем касаться содержательной мeдитации, а рассмотрим подробно основные принципы и воздействие глубокой мeдитаци
Раскрывающая мeдитация

Эта форма мeдитации в большей степени, чем концентрирующая, связана с повседневной активной деятельностью.
Пример этому- буддистская мeдитация внимания. Она требует от мeдитирующего сознательного отношения ко всякой деятельности, т.е. необходимо сформировать сознание, относящееся к данному моменту, к данной реальности. Сознание, таким образом, раскрывается во время действия. Трудно представить себе такую деятельность, которая расширила бы собственное сознание. Медитирующий должен только следить за ходом собственного действия.

Один буддистский ученый описывает этот вид мeдитации следующим образом: “Вы сознательно и внимательно следите за всем, что делаете или говорите в течении дня во время работы, в вашей личной, общественной или профессиональной жизни. Идете ли вы, стоите, сидите, лежите или засыпаете, осматриваетесь ли или молчите и т.д.- во время всех этих и других действий вы должны с полным сознанием следить за тем, что вы в данный момент делаете. Это означает, что в данный момент вы полностью захвачены тем или иным действием. Но это не значит, что вы совершенно не должны думать о прошлом и будущем. Напротив, вы думаете об этом, но сообразно данному моменту, данному действию.
Пассивная мeдитация

Большенство форм мeдитации являются пассивными, так как их цель- достичь состояния погруженности без какой-либо умственной или эмоциональной активности. Примерами такого пассивного метода самопогружения являются в первую очередь медитационные формы в традициях индийской йоги. Особо следует упомянуть трансцендентальную мeдитацию, которая, как мы уже говорили, будет рассматриваться специально.
Активная мeдитация

В высших упражнениях дзэн-буддизма, в различных практиках йоги, в ритуалах танцевальных традицый суфи встречаются медитационные формы, требующие активного внимания. Их применение может довести человека до экстаза. Основу этого метода составляют определенные позы, движения тела, танцевальные формы. Состояние экстаза при активной мeдитации достигается целенаправленным повышением возбуждения. При этом экстаз- это выражение сверхчистого возбуждения, которое не может сохраняться долго и заканчивается, которое не может сохраняеться долго и заканчивается, как правило, изнеможением.
Участник суфи-танца рассказал нам следующее: “Круги танцующих двигались все быстрее, так что в конце концов я видел только мелькание одежд. Я потерял чувство времени. Постепенно я убедился, что мое сознание, хотя я его и не утратил, не подвластно целиком мему контролю. Я чувствовал себя беззаботным. Потому у меня появилось ощущение, что я- часть этого движущегося целого, что я растворился в чем-то большом”. Вышеприведенные признаки различныхт форм мeдитации не исключают, а, напротив, очень часто дополняют друг друга.

автор: Veaceslav Chisalita

Медитация

Выразите автору благодарность и поделитесь статьей в соцсетях!

О Shamame

Оставить комментарий

Войти с помощью: 
Яндекс.Метрика